Главная / новости / О «смерти» Adobe Flash, играх и прогнозах

О «смерти» Adobe Flash, играх и прогнозах

Доброго времени суток, хабрачеловек! Сегодня мы затронем тему «смерти» Adobe Flash. Пока хейтеры яростно прогнозируют смерть Flash, мы, одинокие геймдевелоперы, уже не первый год успешно отплясываем на его могиле, зарабатывая хорошие деньги. А он всё не умирает. Как говорил легендарный флешер Иван Дембицкий — Flash хоронят уже больше десяти лет, с самого его рождения, и каждый год внезапно появляется некий мощный и навороченный «убийца флеша»…

На секунду вспомним, что помимо видео-плееров и баннеров, существует ещё геймдев. На этом мы и остановимся подробней. Во-первых, есть два огромных и активно развивающихся рынка Flash-игр — это бесплатные онлайн-игры, и социальные игры.

1. Free Online Games

Есть тысячи порталов. Есть сети порталов, с аудиторией в десятки миллионов уникальных посетителей в месяц. Люди любят игры, люди играют в игры и… Люди делают игры. А владельцы порталов платят. Для примера, немного цифр:

  • хорошую Flash-игру может сделать один человек, а может и команда;
  • хорошую Flash-игру можно сделать без бюджета;
  • Flash-игру можно сделать за 2-3 недели, а можно за 6-12 месяцев;
  • на Flash-игре можно заработать $100, а можно $100.000;
  • во Flash-игру может поиграть 100 тысяч игроков за год, а может 100 миллионов;
  • некоторые качественные игры сделаны за месяц, и зарабатывают при этом более $30.000;

Что касается последнего пункта — это не пустые слова. Я третий год вращаюсь в геймдеве — это мой основной заработок. И я лично знаю многих разработчиков, делающих десятки тысяч долларов на бесплатных Flash-играх. Так как не многие не хотят рассказывать о своих доходах, в пример приведу одну свою игру:

Laser Cannon 2

  • срок разработки — 4 недели;
  • игра добавлена на 2700 игровых порталов;
  • в игру поиграло почти 50 миллионов человек за 9 месяцев;
  • игра заработала около $38.000 (мой чистый доход);
  • на выходных до сих пор порой играют до 200 тысяч человек в сутки;

Что мы имеем?.. Десятки миллионов игроков, тысячи игр, большие деньги. Этот рынок не собирается умирать.

2. Social Games

В социальных сетях сотни успешных игр, зарабатывающих сотни тысяч долларов в месяц. Нужно ли что-то добавлять? Факты:

  • социальные игры обычно делают команды из 3-10 человек;
  • сроки могут быть очень разными, от месяца до года;
  • в успешные социальные игры играет несколько миллионов человек в сутки;
  • успешные социальные игры могут зарабатывать до миллиона и более долларов в месяц;

 

3. «Убийцы» Flash

Появился несколько лет назад Silverlight. Обещали, что он станет убийцей Flash. Кажется, не стал. И я слыхал, что Microsoft прекращает развитие этого проекта. Далее появляется на сцене HTML5. Давайте рассмотрим несколько фактов:

  • игры на HTML5 сейчас тормозят порой пуще игр на Flash;
  • игры на HTML5 работают далеко не на каждой платформе, а на тех, на которых работает, не всегда это делает хорошо;
  • игры на HTML5 требуют гораздо больше времени и ресурсов на разработку. Время разработки — вещь крайне важная. Для большинства инди-девелоперов это просто неконкурентоспособный продукт. Да и для социальщиков тоже;
  • игры на HTML5 имеют открытый код, что неприемлемо для бесплатных игр, залоченных на один портал. Так же это совершенно неприемлемо для социальных игр, так как их и без этого сотнями клонируют, а разбирая их логику — пишут ботов;
  • для создания игр на HTML5 просто-напросто отсутствуют мощные и удобные инструменты. Особенно это касается анимации;
  • отсутствие адекватной упаковки игры в один файл для дистрибуции на разных порталах;
  • отсутствие адекватной векторной графики, так как SWG не юзабелен;

Что же насчёт плюсов Adobe Flash? Вот они:

  • сроки разработки и бюджеты для игры — минимальны;
  • мощный инструмент для создания векторной графики и анимации;
  • множество разнообразных и мощных инструментов для работы с кодом (Flex, FlashDevelop, FDT, IDEA);
  • десятки фреймворков и движков для упрощения создания игр;
  • для мобильных устройств создан AIR-плеер. Приложения на AIR уже сейчас выдают 60 fps на iPad;
  • в этом году вышел FlashPlayer 11 с поддержкой GPU. Да, он ещё сырой. Но на нём уже есть Unreal Engine. На нём есть Alternativa3D. Уже есть фреймворки для создания 2D-игр. Ещё год-два, и о тормозах во Flash-играх можно забыть (Прошу учесть, что тормоза в играх — зачастую дело кривых рук, а никак не используемой платформы);

Как можно видеть, Flash активно развивается, и не собирается умирать. Если я кого-то не переубедил, внимание — я не планирую спорить.
Я активно изучаю новые технологии. Сейчас пробую делать игры на Unity3D. И если HTML5 сможет избавиться от своих недостатков, и заиметь новые конкурентоспособные достоинства — я первый на него пересяду. Пока что, я в него не верю.

4. Примеры успешных игр (все бесплатные):

Snail Bob 2 от PITon32 (Андрей Ковалишин):

Gibbets 3 от Smrdis (Константин Бороненков):

Cover Orange 2 от Johnny-K (Евгений Кузьмин):

Red Ball 3 от Maklaus (Евгений Федосеев):

Splitter Pals от Isfland (Евгений Каратаев):

Catch The Candy от Fedoit (Александр Федосеев):

Все эти игры имели многомиллионную аудиторию, и заработали *цензура* долларов.
Ожидаю возгласов «да тут отстойная графика/музыка/геймплей!», «да разве в такое играют миллионы?», «да как эта игра могла много заработать?». Да, могла заработать, и да, играют миллионы.

А ещё, каждые полгода собирается конференция разработчиков FlashGAMM. На прошлой конференции в Киеве было 700 человек, множество иностранных гостей и десятки докладов. В мае будет конференция в Москве.
Вы всё ещё считаете, что Flash умирает?

P.S. Помимо очевидных фактов, всё вышесказанное является лично моим мнением, и не претендует на истину в конечной инстанции. Прошу учесть.

[via habrahabr]