Главная / новости / Инженер из Киева разработал капсулу, которая спасает всех пассажиров при крушении самолета

Инженер из Киева разработал капсулу, которая спасает всех пассажиров при крушении самолета

Здесь и далее — фото Оли Закревской

В конце октября в сообществе Street FX Motorsport & Graphics появилось видео с демонстрацией системы спасения пассажиров при аварии самолета. Сейчас у ролика уже больше 17 млн просмотров и 263 000 перепостов. Эти цифры объясняются тем, что через пару дней после его публикации произошло крушение российского самолета в Египте. Система спасения пассажиров, которая фигурирует в этом видео, разработана киевским авиационным инженером Владимиром Татаренко. Она способна обеспечить практически гарантированное спасение всех пассажиров и экипажа при авиакатастрофе в воздухе, на взлете и при приземлении. Авиастроитель рассказал редакции AIN.UA, как работает эта система, сколько денег нужно на ее производство и как она может повлиять на пассажирские перевозки во всем мире.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как украинский программист за год запустил веб-студию на 27 человек и переехал во Вьетнам

Работая на Киевском авиационном заводе, инженер выезжал в составе комиссии на аварии антоновских самолетов. «Постоянно видя эти ужасы, зная статистику по крушениям, я пришел к некоторым выводам. У людей неправильные впечатления об авариях, ведь причина 80% аварий — это человеческий фактор (экипажа и тех, кто готовит полет)», — рассказывает изобретатель.

Но при этом конструкторы самолетов во всем мире пытаются улучшать надежность самих самолетов, так что человеческий фактор никуда не девается. Инженер решил найти такое решение, которое справлялось бы с этой проблемой.

По данным Международной организации гражданской авиации, около 70% аварий происходит на установившемся горизонтальном полете. Решением стала отстреливающаяся капсула, которая крепится к фюзеляжу и может при надобности отделиться от самолета за считанные секунды. Ближе всего к этой идее подошел «российский соперник» Татаренко —  Гамид Халидов, который предлагал разработать парашютируемые капсулы для каждого пассажира. Но при работе такой системы понадобится довольно много времени, чтобы эвакуировать всех пассажиров.

Концепт капсулы с креслами для пассажиров и экипажа, который придумал Татаренко, может выскакивать из фюзеляжа самолета через задний люк за 2-3 секунды. Вначале из самолета выталкивается маленький парашют, он вытягивает большой парашют, который уже вытаскивает саму капсулу. Правда, она может быть установлена только на модели самолета, у которых в хвостовой части есть место для люка, через который проходит капсула, т.е. для Boeing или Airbus она пока что не подходит.

02 - Инженер из Киева разработал капсулу, которая спасает всех пассажиров при крушении самолетаЭта система детально описана в статье инженера в журнале «Изобретатель и рационализатор» (№1, 2014), там же приводятся чертежи различных версий капсул.

Капсула крепится к фюзеляжу разъемными креплениями, все соединения самолета с капсулой (электрические, трубопроводные и т.д.) также могут размыкаться (к примеру, силовые кабели — с помощью разъемных муфт). Капсула спускается на системе парашютов, может приводняться на надувной плот или же приземляться на амортизирующую платформу — это хорошо видно на видео вверху.

Капсула летит со скоростью 8-9 м/с, в конструкции предусмотрен датчик, который определяет расстояние до поверхности. Когда расстояние сокращается, включаются пороховые двигатели, они тормозят контейнер — в результате он приземляется с нулевой скоростью, рассказывает изобретатель.

03 - Инженер из Киева разработал капсулу, которая спасает всех пассажиров при крушении самолета

Капсула может быть сконструирована в разных вариантах. Этот вариант, например, дает возможность отстрелить ту часть, на стороне которой возникли проблемы.

Такая капсула, которая может устанавливаться в серийные модели самолетов — это первый этап изобретения. Второй — создание новых моделей самолетов, оснащенных такими капсулами изначально. И если в первом случае, когда капсула устанавливается в существующую модель самолета, он становится тяжелее, то во втором его масса не поменяется.

Изобретатель говорит, что идея такой спасательной капсулы напрашивалась давно, но только относительно недавно появились сверхлегкие и прочные материалы, из которых ее можно производить — углеволокно.

У Владимира Татаренко — действующие патенты на это изобретение. Общее время, необходимое для реализации первого этапа такого проекта — около четырех лет. Два года на разработку и испытания, еще полтора-два года на получение сертификатов летной годности ИКАО.

04 - Инженер из Киева разработал капсулу, которая спасает всех пассажиров при крушении самолетаНо пока мало шансов, что изобретение увидит свет. Татаренко обращался в Минтранс, но там ответили, что на этот проект нет денег. Ориентировочная стоимость первого этапа — капсулы, которая может встраиваться в уже существующие модели самолетов, — около $1 000 000.

«Я говорил с начальниками отделов ОКБ им. Антонова, у них руки чешутся это сделать, они говорят: «да мы бы за два года это разработали, Украина не просто удивила, а поразила бы весь мир». У них есть квалификация, техническая готовность, опыт. Но нужны деньги, которых у ОКБ нет», — рассказывает изобретатель.

Татаренко общался и с компаниями-перевозчиками, но им невыгодна такая система, ведь из-за капсулы в самолете кресел становится на один ряд меньше, то есть на рейс можно продать меньше билетов. Самолет становится тяжелее, а значит, больше расход топлива.

05 - Инженер из Киева разработал капсулу, которая спасает всех пассажиров при крушении самолета«Я у них спрашивал: ну пусть будет билет на 30% дороже — на каком самолете вы отправите семью и сами полетите — на обычном или на таком, с которого можно гарантированно спастись? Но мне отвечали, что у них сейчас нет проблем с безопасностью», — рассказывает авиастроитель.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: К основателю Bitcoin Foundation Ukraine силовики пришли домой с обыском и вынесли всю технику

Хотя, судя по тысячам комментариев на Facebook, многие пассажиры хотели бы, чтобы в самолетах существовала такая система эвакуации. [via ain.ua]

Владимир Татаренко родился в Сибири, под Красноярском, после учебы на факультете самолетостроения в ИрГТУ какое-то время работал в Иркутске.  Затем его распределили на Киевский авиационный завод, где он работал начальником механо-сборочного цеха, а после — ведущим инженером Научно-исследовательского института авиационных технологий, защитил диссертацию в КПИ. Он — автор около 100 патентов и нескольких книг, касающихся самолетостроения, лауреат многих премий, к примеру — Госпремии Украинской ССР в области науки и техники за участие в создании Ан-225 «Мрия».