Home / новини / Ефим Хайм: почему 40-часовая неделя – это прошлое

Ефим Хайм: почему 40-часовая неделя – это прошлое

Ефим Хайм: почему 40-часовая неделя – это прошлое

Ефим Хайм, Head of IT recruitment (регион Евразия) в компании Veon, поделился своим мнением на тему длины рабочей недели. По его мнению, работать 40 часов — неправильно.

Все привыкли, что люди работают на одного работодателя с 10 до 7, с понедельника по пятницу. Но так было не всегда.

Today, Kelowna is experiencing a construction boom. Partly due to the fact that the city is located in the colorful valley of Lake Okanagan. And if you are looking for a reliable siding supplier in Kelowna – then you straight to the company Terrific Exterior! The company specializes in the installation and maintenance of the three main and most popular types of siding – cedar, aluminum and hardie siding. So feel free to contact a company by phone +1 250-899-421, by contact form or by facebook.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему мы никогда не вступим в контакт с внеземными цивилизациями?

Вообще, такая система отношений с работодателем началась в Англии, одновременно с развитием промышленности. Когда появились станки, смены, когда еще до производства конвейера стало важно, чтобы люди начинали и заканчивали точно вовремя, чтобы оборудование не простаивало. В то время стал необходим намного больший контроль над работой, чем раньше. Рабочий день остался практически таким же как был,  хотя мир изменился: промышленность давно занимает маленькую долю экономики, а рабочих на заводах смешное количество от общего числа работников.

Есть, конечно, фриланс. Но фриланс это дешево, низкоквалифицированно, нестабильно и с оплатой за конкретную выполненную работу

На самом деле, 40-часовая неделя не выгодна ни работодателю, ни профессионалу. И дело тут не в биоритмах, индивидуальных особенностях и разделении людей на сов и жаворонков. Давайте посмотрим на это в разрезе ряда причин.

Почему не выгодно работодателю

Вредная иллюзия контроля

Когда сотрудник все время сидит физически рядом с тобой, с напряженным видом смотрит в экран и стучит по клавиатуре, то возникает уверенность, что он целых 40 часов в неделю занимается решением рабочих задач. Кажется, что не нужно вникать, не нужно внедрять гибкие методологии, да хоть какие-то методологии, не нужно оптимизировать процессы. На практике же исследования показывают, что люди до 50 процентов времени занимаются не рабочими вещами, а оставшееся время часто бывает только теоретически связанно с работой, а на практике не приносить пользы: отчеты, согласования, просто бессмысленные проекты. Полный рабочий день создает у руководителя ложное спокойствие по этому вопросу.

Негибкость

Условия бизнеса постоянно меняются. Сегодня нужны одни люди и проекты, а завтра другие.  Вещи, софт, услуги, для нового проекта можно быстро купить и так же быстро отказаться, но с сотрудниками тяжелее. Уволить человека крайне трудно без больших денежных и моральных издержек. Поэтому и брать людей на работу непросто. Для работника это большой шаг — определиться со своим будущим работодателем, отказать другим.   Все это очень сильно снижает возможность для экспериментов, маневра, а значит и развития бизнеса. Отчасти, дорогие увольнения и являются причиной резонансных банкротств больших корпораций. Если у компании падает доход на 20 процентов, она не может просто взять и уволить 20 процентов людей. Ей надо платить большие выходные пособия, разбираться с профсоюзами и даже судами.

Огромные переплаты за избыточное рабочее время

Есть такой термин, который часто используется в больших компаниях, когда определяют сколько будут брать людей: FTE (Full Time Employee, работник на полное время). Так вот, почти всегда FTE никому на самом деле не нужен, если это не конвейер и не ритейл. Крайне трудно распределить задачи именно так, чтобы они занимали именно 40 часов в неделю, а не 25 или 42, например. Поэтому  работодатель вынужден переплачивать тем, от кого нужно меньше рабочего времени на решение его задач. Я когда-то работал в компании, где было примерно 17 человек. Из них как минимум бухгалтер, 2 менеджера по управлению недвижимостью, HR, маркетолог, юрист работали меньше даже 30 часов. Тем не менее, все они были сотрудниками полного рабочего дня. Больше трети сотрудников просто так сидели уйму часов за рыночную зарплату работника полного дня. Это вполне стандартный случай. Есть компании, где 80 процентов фактически работают мало. И не потому, что они лентяи, а потому что просто нет задач на 8 часов в день.

Чрезмерные издержки на рабочее место, налоги, сервисы

Банальный аргумент, который часто используют аутсорсинговые компании продавая свои услуги. Они правы. Налоги, отчисления в фонды в некоторых странах приближаются к половине зарплаты. Рабочее место и пропорциональное увеличение общего пространства в хорошем бизнес-центре большого города может легко быть 20-30 процентов от зарплаты линейногосотрудника. Наконец, инструментарий очень дорогой, хотя часто избыточен.

Давайте посчитаем. В Москве для HR-менеджера, нормальна зарплата в $1000. Одновременно с этим, полный доступ только к одному крупному ресурсу по поиску работы (который необходим для работы) тоже в районе $950-1000, а часто нужно больше. Можно, конечно, взять неполный доступ, но это скажется на качестве.

В итоге получается, что иметь сотрудника стоит чуть ли не в 3 раза больше, чем та заработная плата, что он получает на руки. С учетом невозможности быстро избавиться от этих расходов, для бизнеса это очень критично.

Постоянное снижение компетентности инхауз

Как известно, во многих отраслях люди работают либо инхауз, либо со стороны агентства. Человек выбирает: юридическая компания или юридический отдел, кадровое агентство или HR-департамент, digital-агентство или отдел интернет-маркетинга. Так вот, как правило, человек с агентским опытом намного более качественный профессионал чем без него. Он знает новинки рынка, лучше знает что работает, а что нет в конкретной ситуации. При переходе в инхауз, когда не надо так много работать, когда нет доступа к кейсам других компаний, а есть единственный клиент — очень трудно не деградировать. Многие так и делают, а зарплату получают такую же.

Почему не выгодно сотруднику

На самом деле, проблема у работника в 40-часовой неделе только одна – чрезмерная зависимость от работодателя. Проявляется же она в разных нюансах.

Лукавство компании

Как человек, который провел более тысячи собеседований и видел десятки тысяч карьер, могу сказать, что в 2018 году людей постоянно обманывают при приеме на работу. Причем, не обязательно, не платят зарплату или не отпускают в отпуск, когда обещали, хотя и это тоже. Много вещей менее явных, но тоже значимых, могут пообещать одни проекты, а дать другие, поставить KPI для повышения и ничего не сделать после их достижения, показать легкость в выполнении текущих задач, хотя на самом деле, они тяжелые. Проверить это даже в первые недели, не говоря уже про час собеседования, кандидату проблематично. Люди соглашаются и только через недели и месяцы видят правду.

Да, в любой момент можно уволиться, но на практике, после 2-3 таких увольнений после пары месяцев,  новую работу найти, обычно, сложнее. Поэтому, даже в 2018 году, когда большая конкуренция за сотрудников и лучшие кандидаты получают по 7-10 приглашений в день, лукавства все равно много. Зарплаты маленькие и часто охватывают лишь ежемесячные обязательные платежи. У многих ипотека.  В итоге, типичная карьера выглядит как прыжки между местами, где обманули. Частые, если человек эмоционален и редкие, если он не хочет портить резюме. Многие, именно поэтому, выбирают стабильное, предсказуемое место работы с маленькой зарплатой.

Если бы они работали не на одну компанию, а на две или на три по 20, 15, 10 часов в неделю, то потеря одной работы не была бы для них так критична. Они могли бы спокойно подойти к выбору новой компании и не чувствовать себя беспомощными, когда обещания к ним не выполняются. Кстати, многие бухгалтеры, например, уже сейчас работают на 2, 3 компании одновременно и прекрасно себя чувствуют.

Невозможность работать в декрете и на пенсии

Есть огромное количество людей, которые не хотят работать 40 часов в неделю. Более того, таких людей даже большинство. Пенсионеры, женщины с детьми, студенты и просто те, кому не комфортно вставать каждый день в 7 и ехать в офис. Многие живут далеко от офиса, кто-то просто устает. Тем не менее, такой возможности у них почти нет. Предлагается им все та же 40-часовая рабочая неделя, что и остальным.

За редкими исключениями, эти люди либо должны вообще перестать работать, либо работать так же, как в 30 лет, так же, как в те времена, когда не было детей. Они могли бы выполнять половину работы от той что раньше, четверть. Они могли бы не терять квалификацию, продолжить заниматься любимым делом, зарабатывать, приносить пользу и работать в комфорте. Но они этого не делают.

Невозможность совмещать и менять профессии

Некоторые люди ищут величия, хотят достигать профессиональных успехов, делать удивительные вещи на работе и много зарабатывать. Но не все. Некоторым нужно получать удовольствие от жизни, не утопать в рутине, совмещать несколько вещей. В Европе абсолютно нормально работать с понедельника по четверг финансовым менеджером, а по пятницам — библиотекарем. Одна наша сотрудница работала ассистенткой и массажисткой, другой ассистент всегда мечтал быть UX-дизайнером, но система такова, что человек должен все рабочее время каждый день проводить на рабочем месте и делать одно дело для своего работодателя.

Смена профессии сейчас это большой рискованный шаг, который часто даже при хорошем исходе связан с просадкой в деньгах. Поэтому, многие годами только мечтают, чтобы сменить работу аудитора на работу тренера по фитнесу. Если бы человеку не нужно было обязательно все рабочее время тратить на одну работу, он мог бы пробовать и готовиться к другим.

Трудность перехода к своему бизнесу

Как выглядит переход к своему бизнесу в идеальном мире? Выпускник университета устраивается на работу, например, интернет-маркетологом. Со временем он овладевает тонкостями профессии, узнает коллег, ходит на конференции. Он начинает понимать, что он делает работу лучше, чем другие, что приносит прибыль, ценность компании. Одновременно текущие задачи занимает все меньше времени. Он решается, открывает свое агентство. Сначала работает один, а со временем, по мере роста клиентской базы берет себе все больше и больше клиентов, становится большим digital-агентством.

В реальности, в таком пути трудно сделать шаг в неизвестность. Начать свой бизнес еще более рискованно, чем поменять профессию, потому что сопровождается денежными вложениями, одновременно с отказом от найма.

Даже если фактически, например,  у интернет-маркетолога выполнение его обязанностей занимает меньше 15 часов в неделю, скорее всего компания не позволит ему работать парт-тайм даже с понижением оклада. Ему надо будет принять радикальное решение, уволиться с работы, а потом сидеть и думать, придут к нему клиенты или же придется с сожалением искать работу снова. Поэтому многие талантливые профессионалы годами мечтают о собственном бизнесе, но остаются работать фултайм, деградируя и недозарабатывая. Они могут приносить ценности в сотни раз больше их относительно низкой зарплаты, осознавать это, но все равно не начинать бизнес.

Выводы

Хочется верить, что по мере развития Agile, СRM систем, других средств автоматизации бизнеса рынок будет отказываться от полного рабочего дня.  Сотрудники станут намного свободнее, богаче, профессиональнее, будут вести 2-3 компании, будут быстро распространять хорошие практики, будут брать подмастерьев и легко перерастать в бизнес. Компании тоже будут богаче и эффективнее. Смогут быстро экономить в ненужном, ускоренно масштабироваться или, наоборот, схлопываться без огромных убытков при необходимости. Если вы нанимаете, почему бы вам уже сейчас не предложить не 40, а, например, 30 часов в неделю и тем самым получить без каких-то вложений серьезное конкурентное преимущество в борьбе за кандидата?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Стивен Хокинг так и не нашел ответа на свою самую интересную научную загадку

Автор: Ефим Хайм, Head of IT recruitment (регион Евразия) в Veon [via ain]