Главная / apple / iPhone / Как работают 3D-экраны и как смотреть 3D без очков на iPhone?

Как работают 3D-экраны и как смотреть 3D без очков на iPhone?

В рамках разработки мобильных приложений мы регулярно получаем запросы от потенциальных клиентов на анализ реализуемости определенной идеи мобильного приложения. Иногда нам разрешают опубликовать результаты в виде статьи. Эта статья написана в iTrack в ходе изучения темы специалистами компании на одном из проектов. Задача — исследовать тему 3D экранов и понять, можно ли сделать приложение с 3D-контентом, доступное без использования специальных очков.

Итак, вокруг 3D-экранов в последнее время поднято много шума. Казалось бы, совсем недавно появились телевизоры со специальными очками в комплекте, дающие возможность насладиться трехмерными фильмами прямо у себя дома, а не в кинотеатре, как в жесткой конкурентной борьбе производители уже выводят на рынок 3D-телевизоры, которые можно смотреть без очков. Теперь логично было бы ожидать распространения автостереоскопических экранов (т. е. тех, для которых не нужны очки) на рынке мобильных устройств. Это мощная технология, которая, будь она в каждом смартфоне, открыла бы новые возможности для рекламы. Она бы способствовала развитию стримингового3D-контента и принесла бы пользователям новые ощущения, а разработчикам — новые идеи.

3D без очков реализуется разными способами. Самый простой из них — параллаксный барьер. Грубо говоря, это решетка, которая располагается перед экраном. Она заслоняет разные ряды пикселей для левого и правого глаза, так что, каждый глаз получает свою картинку, и создается эффект трехмерного изображения. Экраны, использующие этот метод, имеют очень узкий угол обзора, на них нужно смотреть точно перпендикулярно. При небольшом отклонении, изображение начинает двоиться.

Другой способ — вместо решетки используются специальные линзы (лентикулярные). Если смотреть на массив из таких линз под разными углами, то различные участки изображения увеличиваютсяпо-разному. Это дает возможность для одного глаза показать один ряд пикселей и скрыть другой. Этот способ дает больший угол обзора.

На момент изучения темы удалось найти несколько смартфонов с функцией воспроизведения 3D-контента и записи 3D видео (для этого в смартфон встроены 2 камеры), возможно, существуют и другие:

  • HTC EVO 3D (доступен в продаже в России);
  • LG Optimus 3D (доступен в продаже в России);
  • Sharp Galapagos (доступен на рынке Японии) и Aquos (пока не поступил в продажу);

а также стоит отметить игровую консоль Nintendo 3DS.

Реализация 3D в EVO, Optimus и консоли Nintendo по опыту пользователей имеет ощутимые недостатки. Все эти устройства имеют экран на основе параллаксного барьера.

Многие замечают, что угол обзора недостаточно хорош для комфортной работы, кроме того, имеется ограничение на расстояние от устройства до глаз. Что характерно для этой технологии, в случае отклонения от нужных параметров на несколько градусов или сантиметров, изображение раздваивается.

Если подумать, для чего чаще всего используется смартфон, то возникает мысль, что единственным массовым способом применения 3D-экрановв смартфонах и планшетах может стать лишь просмотр фильмов. Технологии конвертации 2D в 3D не смогут превратить двумерный интерфейс или игру в 3D, т. к. работают только для фильмов. Заставить разработчиков генерировать игровой 3D-контент при нынешней доли устройств на рынке тоже невозможно.

Складывается ощущение, что те редкие модели телефонов с функцией 3D на основе параллаксного барьера, которые поспешили выпустить некоторые производители — не больше, чем пиар ход. В этом случае наличие двух камер просто необходимо, т. к. возможность снимать семейное видео в 3D для кого-томожет оказаться последним решающим аргументом, и привлечь внимание аудитории к бренду.

Имеет место и общее недоверчивое отношение потребителей к влиянию 3D на здоровье.
Достоверных исследований на эту тему пока нет, американская оптометрическая ассоциация ограничивается вероятностными суждениями и результатами опросов, а производители 3D-телевизоров рекомендуют воздержаться от просмотра 3D детям, беременным и просто под воздействием алкоголя.

Производители уже научились обходить проблемы, связанные с параллаксным барьером.

Например, в специальном экране 3DeeSlide для iPhone используются лентикулярные линзы, благодаря чему обеспечен широкий угол обзора. Те, кому не терпится уже сейчас попробовать 3D без очков на своем айфоне, могут приобрести этот экран примерно за 30 долларов. Появляются и более сложные решения на основе трекинговых технологий, среди последних разработок (правда, для ТВ) — экран, который автоматически отслеживает расположение зрителей и подстраивает изображение для каждого из них.

Слухов о появлении поддержки 3D в устройствах Apple довольно много. До недавнего времени ходил слух о том, что Sharp — это потенциальный поставщик экранов для Apple. Однако совсем недавно Apple отказала Sharp в сотрудничестве, а самые свежие новости о патентной заявке Apple на 3DEye-tracking интерфейс указывают на то, что концепция поддержки 3D в понимании Apple выглядит значительно шире, чем просто создание стереоэффекта. Здесь речь идет скорее о 3D-интерфейсе, который будет чутко реагировать на изменение положения пользователя, условий освещенности. Изменения в физическом мире, не связанные с касанием дисплея будут вызывать реакцию виртуальной трехмерной среды. Скорее всего, возможность смотреть видео в 3D без очков будет функцией по умолчанию, ведь Apple запатентовала эту технологию ещё в декабре 2010 года.

После того, как Apple выпустит устройство с 3D-интерфейсом, все остальные производители неизбежно пойдут в ту же сторону. И тогда 3D-экраны(а следом, возможно, и 3D-интерфейсы) станут функцией по умолчанию как минимум в устройствах верхнего ценового диапазона. В сочетании с развитием технологии дополненной реальности, переход устройств к 3D может в ближайшие годы в очередной раз качественно изменить мир смартфонов.

P. S. Среди аксессуаров, как-тосвязанных с темой 3D есть и курьезы, например, Palm Top Theatre — «кинотеатр на ладони». При помощи зеркал достигается эффект объема, правда, для этого нужно иметь специально подготовленный контент. Все это похоже на старый игровой автомат, где морская сцена была разделена на три плана, и нужно было топить вражеские корабли.

[via iphones itrack]